Телефон 8 495 220-49-12    

КЛАСС PACIFIC

Колесная формула 4-6-2, известная в Северной Америке как класс Paсific, без сомнения была одной из наиболее востребованных конструкций в американском пассажирском паровозостроении на протяжении всей первой половины XX века. Паровозы Pacific использовались на 76 железных дорогах США и Канады. В период между 1902 годом, когда эта формула впервые была применена, и 1930 годом в США и Канаде было построено более 6 800 таких локомотивов.

Немного любопытной статистики. По оценкам американских специалистов общее количество паровозов всех классов, построенных с 1900 по 1930 годы для всех крупных железных дорог США и Канады, превышает 75 000 экземпляров. Таким образом, паровозы класса Pacific составляют около 9% всех паровозов, построенных в Америке за первые три десятилетия прошлого века. Кроме того, Pacific стал едва ли не самым массовым классом паровых локомотивов за всю историю развития американских железных дорог. Самый большой парк паровозов класса Pacific одной модели в США и в мире принадлежал железной дороге Pennsylvania Rail Road (PRR). Этот парк состоял из 425 локомотивов K4s.

Следует отметить, что локомотивы Pacific строились с применением очень разных технических и дизайнерских решений. Это и неудивительно, принимая во внимание многочисленность заказчиков - железных дорог, разнообразие назначений этих паровозов и длительность периода, в течение которого они серийно производились. Так, например, диаметр ведущих колес мог варьироваться от 67 до 80 дюймов, а расчетное давление пара у различных моделей могло составлять от 170 до 250 фунтов на кв. дюйм. Проектное тяговое усилие у разных моделей могло различаться почти вдвое - от 25-26 до 50 тысяч фунтов. Столь разные характеристики обусловлены тем, что эти паровозы строились с очень разными целями. Некоторые - в качестве скоростных грузовых, некоторые - для работы как на грузовых, так и на пассажирских линиях. Но наибольшее количество паровозов Pacific было построено исключительно для использования в качестве пассажирских локомотивов.

prr8232 K3s

Класс Pacific как принципиальная конструкция всегда рассматривался специалистами как логичное развитие популярной в прошлом колесной формулы 4-4-2 (класс Atlantic). Однако в то же время, опять же, по мнению американских специалистов, в становлении формулы 4-6-2 прослеживается логичное развитие и другого класса американских локомотивов, а именно 4-6-0, широко известных как the Ten-Wheeler. Иными словами, в данном случае в истории паровозостроения США взаимовлияние классов привело к своеобразной "селекции видов".


USRA Pacific. Военный значит отличный

В силу различных причин начало массового выпуска локомотивов формулы 4-6-2 началось уже ближе к концу первой мировой войны, когда американское правительство национализировало железные дороги страны и ввело обязательные стандарты на конструкцию всех производимых в США новых паровозов. Координационные и контрольные функции в этой сфере были возложены на Американскую железнодорожную администрацию USRA (United States Railroad Administration). Это произошло в 1917 году. В число разрешенных новых стандартных конструкций был, конечно же, включен и класс Pacific 4-6-2. Но война вскоре завершилась. USRA просуществовала недолго, всего около полутора лет, и до момента, когда ее полномочия были прекращены, успела только санкционировать и разместить на производствах ряд заказов железных дорог на новые паровозы стандартных конструкций. Поставки по этим размещенным заказам проходили в основном уже вне контроля администрации. Позже, в 20-е годы, многие железные дороги, возвращенные в частные руки, неоднократно размещали у производителей новые заказы на паровозы стандартных конструкций USRA, в том числе и на Pacific.

bo5314

Строго говоря, на самом деле класс Pacific (как, впрочем, и некоторые другие стандартные классы) в соответствии с инструкциями USRA был разделен два различных подкласса локомотивов с колесной формулой 4-6-2. Первый из них, так называемый "light" (легкий), или, более корректно в соответствии с государственными спецификациями, 4-6-2А, предполагал расчетную нагрузку в 50 000 футов на каждую ведущую ось. Во втором подклассе, "heavy" (тяжелый), или 4-6-2B, эта характеристика составляла 60 000 фунтов на ось.

Все локомотивы обеих модификаций стандартного класса 4-6-2 USRA демонстрировали многочисленные прогрессивные для своего времени конструктивные особенности. Так, например, соотношения размеров их топок и котлов, а также характеристики цилиндров были рассчитаны для обеспечения режима "100% котла", то есть режима, когда "мощность" котла всегда превышает "мощность", подаваемую в цилиндры. Все эти паровозы были также оснащены дополнительными камерами сгорания с целью обеспечения более полного сгорания топлива и, кроме того, для увеличения общей площади нагрева топки без существенного увеличения протяженности испарительной системы.

Поскольку локомотивы, выпускавшиеся под контролем USRA, предназначались для нужд военного времени, абсолютное большинство из них было рассчитано на перевозку грузов, а уже во вторую очередь - на пассажирские перевозки. Именно по этой причине, а также потому, что сам класс Pacific изначально создавался как пассажирский, за все время войны были построены всего лишь 81 паровоз подкласса light Pacific и 20 локомотивов подкласса heavy Pacific. Для сравнения, в типично "грузовом" классе Mikado (2-8-2), также подразделенном на подклассы light и heavy, за этот же период было построено 625 и 233 локомотива, соответственно.

mspssm2719 + 1003




Немного о подклассах

Локомотивы стандартизованного подкласса USRA light Pacific на практике показали удивительную сбалансированность конструкции. У них были котлы относительно большого объема по сравнению с аналогами довоенной постройки, что, впрочем, было свойственно и всем другим паровозам, изготовленным по инструкциям USRA. Диаметр ведущих колес в73 дюйма оказался оптимальным для времени, когда требовалась максимальная скорость, не превышающая 70-75 миль в час (примерно 110-120 км/ч). Размеры рабочих цилиндров 25 (диаметр) на 28 (длина) дюймов также показали свою эффективность, обеспечивая тяговое усилие с места на уровне более 40 000 фунтов. Немногие из паровозов Pacific довоенной постройки были в состоянии показать такое же тяговое усилие.

Впоследствии весьма любопытными оказались также опыты различных железных дорог в области дальнейшего совершенствования стандартного подкласса USRA light Pacific. Очень показательным примером на эту тему послужил опыт железной дороги Atlantic Coast Line (ACL), которая в самом конце войны заказала и в первые послевоенные годы получила 165 таких стандартных локомотивов. Единственными отклонениями от стандарта, допущенными в этой серии, были уменьшенный с 73 до 69 дюймов диаметр ведущих колес и увеличение расчетного давления в котле до 210 фунтов на кв. дюйм. На относительно равнинном участке дороги между городами Ричмонд и Саванна эти новые паровозы оказались в состоянии регулярно перевозить в обоих направлениях составы весом в 4400 тонн и выше. С другой стороны, будучи снабжены большими 69-дюймовыми ведущими колесами, они оказались вполне пригодны для обеспечения среднескоростного пассажирского сообщения в 20-х и в первой половине 30-х годов.

mspssm2719a

Что касается стандартного подкласса USRA heavy Pacific, эти локомотивы пользовались ограниченным спросом во время первой мировой войны. Их увеличенные до 79 дюймов в диаметре ведущие колеса в сочетании с топкой стандартного для своего класса размера были способны обеспечить относительно большую максимальную скорость, заведомо избыточную для военного времени. Но скорость эта достигалась за счет существенной потери в тяговом усилии с места (не более 30 000 фунтов). За всю войну железная дорога Erie оказалась единственной, которая заказала 20 паровозов USRA 4-6-2B. Только после войны, когда железнодорожный транспорт был возвращен государством в частные руки, и резко возросла потребность в пассажирских поездах, многие железные дороги стали активно использовать этот подкласс. В частности, по заказу Erie также было построено еще 11 аналогичных локомотивов.

Следует отдельно сказать, что на базе стандартного подкласса heavy Pacific USRA были разработаны и построены две модели из наиболее известных в Америке паровозов Pacific. Это уже упомянутый поистине "народный" пассажирский паровоз K4s железной дороги PRR, а также не менее известный локомотив Ps4 железной дороги Southern Railway.

srr1380-2



А что в итоге?

Возвращаясь к классу Pacific 4-6-2 в целом, известно, что такие паровозы за редкими исключениями использовались для среднескоростных перевозок относительно длинных составов на относительно равнинных ландшафтах и показали очень высокую эффективность. Как результат, класс оказался долгожителем. Практически все его представители оставались в строю в качестве основной пассажирской тяги своих дорог до тех пор, пока на смену им на рубеже 40-50-х годов XX века не пришли дизель-электрические локомотивы.

К настоящему времени из самого многочисленного в прошлом класса на территории США сохранилось всего 11 экземпляров действующих паровозов Pacific различных моделей.

mspssm2714




Лучшие из лучших

К сказанному выше сталось только добавить короткий перечень самых лучших представителей многочисленного семейства Pacific, которые признаны таковыми самими американцами. Возглавляет этот перечень уже дважды упомянутый PRR K4s, возможно, один из наиболее успешных американских локомотивов всех времен.

Кроме него, в число лучших входят:
· Southern Railway Ps4;
· Erie K-5a, еще один локомотив, созданный на базе стандартной конструкции USRA heavy Pacific;
· Boston & Ohio P-7. При создании этой модели была просто скопирована стандартная конструкция USRA heavy Pacific. Всего построили 21 локомотив этой модели. Каждому из них было присвоено имя одного из президентов США;
· Chesapeake & Ohio F-17 - самый мощный паровоз с колесной формулой 4-6-2 из всех, когда-либо построенных в Америке;
· Chicago & North Western E - самый тяжелый в мире 4-6-2.

Подготовлено по материалам сайта steamlocomotive.com с разрешения правообладателя.
22.03.07

27.06.2015
2928

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Если вам понравился материал, не следует помещать комментарии с текстом «Спасибо! Отлично!» и т.п. У нас принято выражать благодарность путём повышения репутации, нажав на кнопочку Понравилось – Не понравилось Понравилось – Не понравилось, размещённую над Комментариями.
Похожие материалы


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Самый первый локомотив с колесной формулой 0-8-0 построил Росс Уайненс (Ross Winans) для железной дороги Baltimore & Ohio. Впоследствии Уайненс постепенно построил в своих мастерских в Балтиморе более двухсот таких локомотивов, 119 из которых также предназначались для B&O


Baldwin Locomotive Works (1834 - 1956). 70500 локомотивов за 122 года. Маттиас Уильям Балдуин (1795 - 1866) родился в городе Елизабеттаун в штате Нью Джерси. Он был третьим из пяти детей в семье удачливого мастера каретника. В 1811 году шестнадцатилетний юноша поступил на обучение ювелирному ремеслу


«Standart Railroad of the World» - такой слоган, провозглашенный в 1899 году президентом PRR Alexander J. Cassatt, явно подразумевал не только то, что Pennsy следует в работе и развитии грамотным железнодорожным стандартам, но и то, что уровень этих стандартов высок, а PRR является их законодателем для других дорог


Продолжение. Начало статьи смотрите здесь. Одному важному умению он научился от отца – интересно рассказывать. Это приобретенное умение впоследствии распространилось и на его профессиональную деятельность фотографа


Колесная формула 4-4-0 была разработана в стремлении создать локомотив, способный уверенно передвигаться по рельсовым путям низкого качества, которые в ранний период развития американских железных дорог встречались повсеместно. Самые первые локомотивы в Северной Америке – 0-4-0 строились по английскому образцу