Телефон 8 495 220-49-12    

"Джон Булл" - паровоз № 1. Часть 2.

Начало статьи смотрите здесь.

"Светский лев". Новая жизнь в качестве исторической ценности

В 1869 году Camden & Amboy Railroad слилась с дорогой New Jersey Railroad. Возникла новая компания United New Jersey Railroad & Canals Company (UNJR&CC). А еще двумя годами позже UNJR&CC была поглощена расширяющейся империей Pennsylvania Rail Road (PRR). "Джон Булл" автоматически стал самым старым паровозом в системе PRR. И в 1876 году администрация дороги решила воспользоваться этим обстоятельством.

эмблема PRR
Знаменитая эмблема PRR. Размещалась на всех локомотивах компании. На "Джон Булл" никогда не устанавливалась

Церемония открытия United States Centennial Exposition 1876 года
Церемония открытия United States Centennial Exposition 1876 года

1000-футовая башня Centennial Tower
1000-футовая башня Centennial Tower - один из главных экспонатов той выставки

В тот год в Филадельфии проводилась United States Centennial Exposition - "выставка достижений" США за первый век их истории. "Джон Булл" занял на этой выставке достойное место одного из важнейших экспонатов наряду с новейшими локомотивами PRR. Но поскольку в 1876 году никто еще не думал о сохранении исторических памятников для потомков, администрация PRR сочла, что "Джон Булл" выглядит "слишком современно" для "самого старого паровоза". Перед выставкой работники депо в Бордентауне "состарили" локомотив (сейчас в Америке это называется "back-dating"). С него сняли деревянную кабину машиниста, заменили четырехосный тендер на двухосный с выступающим вперед навесом, убрали коническую дымовую трубу и установили на ее место "старомодную" прямую трубу. Передние вспомогательные колеса дискового типа были заменены колесами со спицами.

Так стал выглядеть Джон Булл после операции back-dating
Так стал выглядеть "Джон Булл" после операции "back-dating"

В 1883 году PRR отправила "Джон Булл" в Чикаго на National Railway Appliance Exposition - национальную выставку железнодорожных технологий. А в следующем году его приобрел Смитсоновский институт (Smithsonian Institution), ныне крупнейший государственный исторический исследовательский институт, который тогда, в 1884 году только начинал формировать свою коллекцию экспонатов в области техники. Паровоз перевезли в Вашингтон. Так PRR обеспечила исторической реликвии должную сохранность на будущее, оговорив право арендовать локомотив у института в случае необходимости.

Штаб-квартира Смитсоновского института в Вашингтоне
Штаб-квартира Смитсоновского института в Вашингтоне. Здание также известно под именем собственным The Castle (Замок)

Центр искусств и технологий
Центр искусств и технологий - первый "дом" "Джона Булла" в Смитсоновском институте

Покупая "Джон Булл" у PRR, Смитсоновский институт не только положил достойное начало новой коллекции, но сразу решил для себя также и проблему поиска куратора для нее. Вместе с локомотивом PRR уступила институту своего сотрудника, молодого инженера Элфрета Уоткинса (Elfreth Watkins). Уоткинс за некоторое время до этого стал жертвой несчастного случая на железной дороге. Лишившись ноги, он не мог больше полноценно работать в качестве железнодорожного инженера. Компания ценила Уоткинса, и после этого несчастного случая его не уволили, а перевели на работу клерком в офис. Возможность перейти во вновь созданный в 1880 году Центр искусств и технологий Смитсоновского института в качестве куратора профильной коллекции была для Уоткинса уникальным для того времени шансом на возвращение в профессию.

Джон Булл в Восточном зале Центра искусств и технологий. Фото 1920 года
"Джон Булл" в Восточном зале Центра искусств и технологий. Фото 1920 года

"Джон Булл" был впервые выставлен на обозрение публики 22 декабря 1884 года в Восточном зале Центра искусств и технологий Смитсоновского института в Вашингтоне. На этом месте он оставался около восьмидесяти последующих лет. Наиболее значительное для него событие за все эти годы произошло в 1893-м, когда локомотив своим ходом отправился на Всемирную ярмарку в Чикаго (Chicago World Fair), организованную по случаю четырехсотлетия открытия Колумбом Нового Света, которая также известна под названием World's Columbian Exposition.

Джон Булл в Чикаго на World's Columbian Exposition
"Джон Булл" в Чикаго на World's Columbian Exposition

Общий вид территории World's Columbian Exposition. 1893 год
Общий вид территории World's Columbian Exposition. 1893 год

PRR, как и многие другие железные дороги, организовала на той Всемирной ярмарке свою обширную экспозицию. "Джон Булл", временно полученный в пользование, а также два старых пассажирских вагона доставили в ремонтные мастерские компании в город Джерси Сити (Jersey City), где были проведены все необходимые восстановительные работы. По плану администрации PRR паровоз должен был своим ходом доехать до Чикаго и обратно, напоминая публике о своей значимости в истории железных дорог. Восстановление локомотива проходило под личным контролем главного администратора компании Теодора Эли (Theodore N. Ely), настолько важен был этот проект для руководства PRR. По завершении работ "Джон Булл" успешно выдержал тестовый рейс, пройдя 50 миль до городка Перт Эмбо (Perth Amboy), штат Нью Джерси, за 2 часа 50 минут. Рейс в Чикаго был утвержден. "Джон Булл" должен был тянуть за собой восстановленные вагоны с почетными гостями и представителями прессы. Администрация PRR разослала губернаторам всех штатов, через которые пролегал маршрут поезда, а также лично президенту США Гроверу Кливленду (Grover Cleveland) специальные приглашения принять участие в этой поездке.

Сначала выставочный поезд прибыл в Филадельфию. При его дальнейшем следовании от Филадельфии на северо-восток все местные дороги предоставляли своих самых опытных машинистов для того, чтобы они сопровождали поезд в пути по знакомой им местности и помогали штатному экипажу вести его в оптимальном режиме. Следуя со средней скоростью от 25 до 30 миль в час, "Джон Булл" прибыл на Всемирную ярмарку 22 апреля. Во время проведения ярмарки исторический состав много раз проводил экскурсионные выезды для посетителей. После закрытия ярмарки, 6 декабря 1893 года "Джон Булл" покинул Чикаго и отправился в обратный рейс в Вашингтон. Через неделю, 13 декабря, он вернулся на свое место в Смитсоновском институте.

Через 34 года, в 1927 году "Джон Булл" снова покинул музей. В Балтиморе, штат Мерилэнд, отмечалось столетие старейшей американской железной дороги Baltimore & Ohio (B&O). Дорога к своему юбилею организовала здесь "Ярмарку "железной лошади" (Fair of the Iron Horse). Поскольку оригинальный тендер локомотива пришел в негодность и был демонтирован в 1910 году, PRR построила точную его копию, а также привела в работоспособное состояние и сам локомотив в депо города Алтуна (Altoona) в Пенсильвании. Эта ярмарка стала последним самостоятельным выездом "Джона Булла" до 1980 года.

Юбилей

После возвращения в Смитсоновский институт из Балтимора "Джон Булл" вновь встал на свое место на экспозиции в Восточном зале. В 1930 году по заказу музея в мастерских PRR в Альтуне была изготовлена вторая точная копия тендера для него. На эту копию установили часть деталей оригинального тендера, сохранившихся после его демонтажа двадцать лет назад.

В 1931 году, в год столетия с момента создания "Джона Булла", музей предпринял попытку организовать его демонстрационные поездки по территории института. Но возраст паровоза дал себя знать. Эксперты признали его состояние не настолько хорошим, чтобы подвергать его новым нагрузкам. А поскольку в тот момент у музея не было в распоряжении достаточных средств на полноценное восстановление локомотива, было принято решение организовать имитацию его движения на месте экспозиции с использованием сжатого воздуха вместо пара. Для этого "Джон Булл" приподняли над рельсами на специальных кронштейнах. Музей также арендовал у PRR старый пассажирский вагон 1836 года постройки и установил его на экспозиции позади паровоза и новой копии тендера.

Столетие локомотива торжественно отметили 12 ноября 1931 года. В этот день из музея была организована трансляция радиостанции CBS. Церемонию торжественного приведения паровоза в "движение" комментировал Стэнли Белл (Stanley Bell), известный радиожурналист той поры.

Второе столетие "Джона Булла"

Рекламный постер выставки Столетие прогресса
Рекламный постер выставки "Столетие прогресса"

чикагская экспозиция 1933-34 годов
Так выглядела чикагская экспозиция 1933-34 годов. Съемка с самолета

В 1933-34 годах, опять же в Чикаго, прошла большая выставка "Столетие прогресса" (Century of Progress). PRR опять воспользовалась своим правом аренды паровоза "Джон Булл". Но на сей раз, он был доставлен в Чикаго и выставлен как статичный экспонат. Еще один раз, в 1939 году, паровоз вывезли в Нью Йорк на Всемирную ярмарку 1939-40 годов, снова в качестве статичного экспоната и только на первый год ярмарки. Уже в начале 1940-го года он вернулся обратно в стены Смитсоновского института. При этом не предполагалось, что он когда-нибудь покинет это место впредь.

По возвращении в Восточный зал Центра искусств и технологий в 1940 году локомотив "Джон Булл" пробыл там почти двадцать пять лет. В 1964 году его перевезли туда, где он находится и сейчас - во вновь построенное здание Национального музея истории Америки (National Museum of American History) того же Смитсоновского института.

Национальный музей истории Америки Смитсоновского института в Вашингтоне
Национальный музей истории Америки Смитсоновского института в Вашингтоне. В этом здании сейчас находится "Джон Булл"

Этот новый музей был позже переименован в Национальный музей истории и техники (National Museum of History and Technology). На новом месте "Джон Булл" простоял еще пятнадцать лет. По мере приближения знаменательной даты его 150-летия, приходившейся на 1981 год, в институте задумались над тем, как достойным образом отметить этот беспрецедентный юбилей. Джон Уайт младший (John H. White, Jr.), тогдашний куратор направления транспорта музея, выдвинул идею о том, что наилучшим "подарком" для исторического паровоза было бы его восстановление до рабочего состояния.

15 сентября 1981 года. Джон Уайт и его помощники разводят пары
15 сентября 1981 года. Джон Уайт и его помощники разводят пары

Локомотив подвергли целому ряду самых тщательных проверок в 1980 году. Эти проверки не выявили каких-либо серьезных дефектов. Весь механизм сохранился во вполне приличном состоянии. Когда локомотив приподняли на домкратах для проверки состояния его осей, оказалось, что они легко вращаются. Однажды рано утром до открытия музея к цилиндрам подвешенного на домкратах "Джона Булла" подключили компрессор, чтобы сжатым воздухом продуть паровой привод и проверить, насколько паровоз работоспособен. Это было почти то же самое, что институт уже проделывал за пятьдесят лет до этого, в 1931 году по случаю его столетия. После того, как сжатый воздух выдул через дымовую трубу некоторое количество грязи и мусора, "Джон Булл" снова "ожил". Его поршни пришли в движение и колеса завертелись, как если бы вернулись славные времена его регулярной эксплуатации. И механические части привода выглядели вполне прилично

Оставалось неизвестным, насколько хорошо сохранился котел, может ли он еще держать давление, и выдержит ли топка рабочий режим нагрева. Для того, чтобы исключить любой возможный риск, институт пригласил специализированную компанию Hartford Steam Boiler Inspection and Insurance Company для проведения всесторонних испытаний. Испытания проводились на месте экспозиции в вечернее и ночное время в течение трех дней и включали в себя электромагнитные, ультразвуковые и радиографические тесты. Эти испытания выявили несколько незначительных мест возможной утечки воды и пара. Но, в общем и целом, специалисты Hardford Steam сошлись на том, что "Джон Булл" можно эксплуатировать, если в целях дополнительной подстраховки ограничить давление в котле уровнем в 50 фунтов на квадратный дюйм (pounds per square inch, psi). Как уже было указано выше, расчетное давление в котле при постройке локомотива в 1831 году составляло 70 psi.

Даже получив официальное заключение компании Hardford, сотрудники Смитсоновского института своими силами провели еще одну серию дополнительных гидростатических тестов, чтобы исключить даже тень сомнений. Только после успешного завершения этих последних тестов руководство института пришло к уверенности в том, что локомотив сможет ездить под собственными парами, не подвергаясь при этом опасности необратимых поломок или разрушения.

Джон Булл едет в Вашингтон
"Джон Булл" едет в Вашингтон

Все выявленные на испытаниях изъяны были устранены. 15 сентября 1981 года, ровно через сто пятьдесят лет, день в день, после своего самого первого пробного пуска на американской земле "Джон Булл" вывезли на старую ветку Georgetown Branch в штате Вирджиния. Там присутствующие в последний раз "приобщились к магии" этого удивительного локомотива. Куратор Уайт, которому помогали двое коллег - Джон Стайн (John Stine) и Билл Уитон (Bill Withuhn), осторожно развел пары. "Джон Булл", выпустив из трубы столб дыма, поехал, ведя за собой экскурсионный вагон такого же почтенного возраста, как и он сам. Он степенно и красиво проехал по рельсам, проложенным вдоль старого канала Chesapeake & Ohio, до самого Вашингтона. Куратор Уайт и его помощники по окончании поездки делились впечатлениями о том, что маленький паровоз в своем последнем рейсе показал удивительную плавность хода и легкость в управлении.

Короткая остановка
Короткая остановка

Этим юбилейным выездом "Джон Булл" подтвердил свой высокий статус самого старого действующего паровоза в мире. С тех пор и до настоящего времени "Джон Булл" остается на экспозиции в Национальном музее истории Америки (он же Национальный музей истории и техники) Смитсоновского института в Вашингтоне.

"Хорошего паровоза должно быть много". Рождение копии

Может показаться странным, но это еще не конец удивительной истории "Джона Булла". У нее есть своеобразная "боковая ветвь", начало которой было положено в 30-е годы XX века, примерно 75 лет тому назад.

Кардинальные изменения в политике Смитсоновского института в отношении обеспечения сохранности своих наиболее ценных экспонатов, к которым, без сомнения, относился и "Джон Булл", введенные в действие как раз в 1930-х, сделали для железной дороги PRR невозможным дальнейшее полноценное использование локомотива в рекламных целях. Первый раз это случилось в 1933 году, когда институт наложил запрет на приведение "Джона Булла" в действие на "Столетии прогресса" в Чикаго. То же самое произошло во время проведения следующей Всемирной ярмарки в Нью Йорке в 1939-40 годах. Теперь даже речи не могло идти о том, чтобы разводить на нем пары - слишком почтенным был его возраст и слишком большую ценность он представлял для института в качестве музейного артефакта. Железной дороге все же удалось добиться от института разрешения доставить паровоз в Нью Йорк в 1939 году как статичный экспонат. В тот год его несколько раз буксировали на тросе по рельсам, проложенным прямо в павильоне, где он был выставлен. Но могущественную компанию PRR не устраивала такая роль исторического паровоза. Ей нужен был действующий "Джон Булл".

Всемирная ярмарка в Нью Йорке 1939-40
Всемирная ярмарка в Нью Йорке 1939-40 годов была организована как символ преодоления американской нацией Великой депрессии конца 20-х - середины 30-х годов XX века. На фото видны главные сооружения той ярмарки - призматическая башня "Трилон" (Trylon) высотой 700 футов архитектора Уолласа Харрисона (Wallace Harrison), павильон "Перисфера" (Perisphere) - здание в форме гигантского шара диаметром 180 футов, внутренний интерьер которого - модель города будущего Democracity -- проектировал Генри Дрейфусс (Genry Dreyfuss), а также огромный спиральный пандус, носивший название "Хеликлайн" (Helicline), по которому посетители попадали внутрь "Трилона" и "Перисферы", оборудованный самым длинным в мире на тот момент эскалатором

По личному указанию президента PRR в мастерские Juniata shops в Альтуне вновь поступил заказ на изготовление копии. Теперь это была действующая точная копия самого паровоза. Осенью 1939 года начались работы по воссозданию легендарного локомотива. Лучшие специалисты компании построили копию практически полностью из материалов, аналогичных оригинальным. Исключение составили только сварной стальной котел и топка, изготовленная штамповкой из цельного стального листа. Копия воспроизводила оригинал во всех подробностях. Копировались даже такие "мелочи", как сорт железа, из которого были сделаны болты. Для производства деревянных деталей в точности подбирались породы дерева, использованного в оригинальной конструкции. Все медные детали также в точности воспроизводили оригинальные, как по размеру, так и по методу изготовления. Это было полное, стопроцентное копирование за одним только исключением. У оригинального паровоза водяная помпа накачивала воду в котел только во время движения. Поскольку на второй год Всемирной ярмарки копию планировали демонстрировать под парами без движения в течение длительных периодов времени, в конструкцию добавили маленький водяной инжектор для удобства обслуживания локомотива, а также для обеспечения безопасности. В довершение всего копию покрасили в точности, как оригинал.

"Джон Булл" - копия был выпущен из сборочного цеха в самом конце ноября - начале декабря 1939 года. Он заменил "Джон Булл" - оригинал на Всемирной ярмарке в 1940 году.

Флагманский локомотив PRR на Всемирной ярмарке 1939-40 годов - экспериментальный S-1 6-4-4-6 streamliner
Флагманский локомотив PRR на Всемирной ярмарке 1939-40 годов - экспериментальный S-1 6-4-4-6 streamliner был самым большим и самым новым паровозом компании. Самым маленьким и старейшим был "Джон Булл" - копия

По окончании ярмарки в конце того же года копию поставили на хранение, где она оставалась в течение второй мировой войны. После войны ее использовали при съемках рекламного фильма о PRR под названием Clear Tracks Ahead (что можно примерно перевести как "Впереди - путь свободен"). А в 1948 году "Джон Булл" - копия принимал участие в очередной (уже которой по счету) Всемирной выставке в Чикаго.

После Чикаго копию "Джона Булла" хранили на специальной железнодорожной платформе в Нортумберленде (Northumberland) в Пенсильвании, среди других исторических локомотивов и вагонов. Это собрание железнодорожной техники позже превратилось в Историческую железнодорожную коллекцию штата Пенсильвания (Pennsylvania Railroad Historical Collection). В последующие годы копию неоднократно использовали по торжественным случаям, и всякий раз она возвращалась обратно в Нортумберленд.

В начале 1960-х годов дела PRR сильно ухудшились, в результате чего компания пошла на оказавшееся фатальным для обоих участников слияние со своим исконным конкурентом New York Central Railroad (NYC), создав тем самым гигантский конгломерат Penn-Central Railroad. После этого объединения финансовый кризис, от которого пытались спастись обе компании, продолжал усугубляться. По мере осложнения ситуации руководство Penn-Central уделяло все меньшее внимание Исторической железнодорожной коллекции, частью которой являлся "Джон Булл" - копия. Были свернуты все экспозиции. Практически полностью прекратилось должное обслуживание экспонатов коллекции. А на последнем этапе существования гибнущего холдинга в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века его совет директоров, осознав, что банкротство неизбежно, начал спешно уводить из бизнеса и распродавать все ликвидные активы. Тут уже "всем стало не до истории" и на коллекцию смотрели как на "еще один актив", за который можно выручить какие-то деньги.

К счастью, власти Содружества Пенсильвания (так официально именуется штат) вовремя отреагировали и спасли уникальную коллекцию. Губернатор подписал постановление о приобретении у Penn-Central всей коллекции целиком, а также документ, утверждающий план строительства нового железнодорожного музея штата в городе Страсбурге.

Эмблема Музея железных дорог Пенсильвании
Эмблема Музея железных дорог Пенсильвании

К моменту, когда копия "Джона Булла" в составе коллекции была передана приемочной комиссии покупателя - штата Пенсильвания, она не эксплуатировалась уже в течение многих лет и пребывала в запущенном состоянии. Часть деревянной рамы тендера, а также некоторые другие деревянные части сгнили, и их пришлось заменить, прежде чем косметически отреставрированная копия смогла занять место на почетном "пути № 1" во вновь отстроенном здании Музея железных дорог штата Пенсильвания в Страсбурге, открытом для публики в 1976 году.

Возрождение

После успешного последнего рейса оригинального "Джона Булла" по случаю его 150-летия, Музей железных дорог Пенсильвании обратился к руководству Смитсоновского института за содействием в восстановлении копии локомотива до работоспособного состояния. В 1982 году в Страсбург из Вашингтона прибыл "по обмену опытом" уже знакомый нам Билл Уитон (который, кстати, сейчас выполняет обязанности куратора отдела транспорта своего музея в Смитсоновском институте), принимавший самое непосредственное участие в подготовке оригинала к историческому рейсу и выполнявший во время рейса функции машиниста-дублера. В тесном сотрудничестве с местным куратором Бенджамином Клайном (Benjamin F. G. Kline, Jr.) Уитон приступил к восстановительным работам. Несколько волонтеров из числа сотрудников музея были приданы им в помощь.

В течение всей зимы 1982-83 годов восстановительные работы проходили в неотапливаемом зале музея, где выставлен подвижный состав (Rolling Stock Hall). Оказалось, что за исключением деревянных частей, сгнивших в условиях безответственного хранения в Penn Central и восстановленных только косметически, а также нескольких утерянных железных болтов локомотив-копия удивительным образом хорошо сохранился. Но работы предстояло очень много.

Некоторые из элементов крепежа заржавели настолько, что практически полностью рассыпались при попытке их снять. Пришлось изготавливать замену.

Несколько ранее Смитсоновский институт провел спектральный анализ образца краски, взятого с котла оригинала. Химический концерн DuPont по заказу музея в точности воспроизвел оригинальный оттенок и выпустил специальную партию красок для покраски локомотива и тендера.

Изготовленные мастерскими PRR в 1939 году предохранительные клапана, копирующие оригинальные клапана "Джона Булла", ко времени восстановительных работ потеряли работоспособность. На помощь пришел Линн Мёдингер (Linn Moedinger), главный инженер местной железной дороги Strasburg Rail Road (SR), который лично спроектировал для локомотива новые предохранительные клапана.

Для проверки состояния котла привлекли уже проверенного подрядчика - компанию Hartford. После гидростатических тестов, проведенных на давление в 120 psi, специалисты Hartford категорически санкционировали не превышать при эксплуатации рабочее давление в 60 psi.

Для повышения безопасности при эксплуатации на "Джон Булл" - копию установили также водомерное стекло и дополнительный водяной инжектор.

Как мы помним из вышесказанного, копия была построена PRR в 1939 году и в мельчайших деталях воспроизводила облик "Джона Булла" в тогдашнем его виде, то есть после операции "back-dating", произведенной в 1876 году перед Centennial Exposition. Во время проведения восстановительных работ зимой 1983 года в руки Билла Уитона попали несколько оригинальных рисунков паровоза, сделанных рукой Исаака Дриппса по памяти в 1887 году. На этих рисунках "Джон Булл" был представлен как в своем первозданном облике, так и после адаптации к американским условиям - с cowcatcher'ом, с конической трубой, крытой кабиной и четырехосным тендером. Взяв коническую форму трубы на рисунке за образец, Уитон произвел необходимые расчеты и организовал изготовление для восстанавливаемой копии новой конической трубы. Трубу установили майской ночью 1983 года накануне намеченного дня пробного запуска. Это был завершающий элемент воссоздания легенды.

копия в Музее железных дорог Пенсильвании в Страсбурге
"Джон Булл" - копия в Музее железных дорог Пенсильвании в Страсбурге

Сегодня "Джон Булл" - копия является единственным действующим локомотивом в коллекции Музея железных дорог Пенсильвании. Паровоз довольно часто выпускают на ближайшую линию дороги Strasburg Rail Road, а также устраивают его выезды по территории железнодорожного хозяйства музея по разным торжественным случаям. Он также принимал участие в съемках ознакомительного фильма об экспозиции калифорнийского железнодорожного музея (California State Railroad Museum). Но самым известным выездом локомотива со времен Всемирной ярмарки в Нью Йорке 1940 года стал его "канадский вояж". Его доставили в Ванкувер, столицу Британской Колумбии, на выставку Great Steam Expo, проводимую в рамках канадской экспозиции на Всемирной ярмарке 1986 года. С куратором Беном Клайном в качестве машиниста и его коллегой по музею Ирлом Кинардом (Earl Kinard) в качестве кочегара "Джон Булл" - копия принимал на этой выставке участие в весьма представительном ежедневном параде локомотивов.

Джон Булл - копия на поворотном столе во время проведения RailFair'99
"Джон Булл" - копия на поворотном столе во время проведения RailFair'99

Подобное по значимости событие произошло также в 1999 году, когда он своим ходом отправился с "визитом вежливости" на западное побережье США по приглашению California State Railroad Museum на Железнодорожную ярмарку'99 (RailFair'99), которая собрала несколько десятков знаменитых действующих паровозов. Несколько дней, пока проходила ярмарка, "Джон Булл" - копия совершал там самостоятельные поездки. На обратном пути, прежде чем вернуться в свой музей, паровоз посетил также несколько других железнодорожных экспозиций, расположенных на территории штата Пенсильвания.

По пути домой из Калифорнии. 1999 год
По пути домой из Калифорнии. 1999 год

Для своих размеров "Джон Булл" - копия - удивительно мощный паровоз. Свидетели говорят, что когда его самого не видно, а только слышен резкий, четкий звук его паровых выхлопов, кажется, что работает локомотив, намного превосходящий его по размерам. И при всем том, что это копия, он остается "близнецом" оригинального "Джона Булла" в полной мере, не только внешне, но и по ходовым качеством. Лучшим доказательством этому может служить авторитетное свидетельство Джона Уайта, бывшего куратора Смитсоновского института, который сейчас на пенсии, и которому доводилось управлять и оригиналом, и копией. По его словам, оба локомотива ведут себя абсолютно одинаково.

С исторической точки зрения и "Джон Булл" - оригинал, и "Джон Булл" - копия представляют собою уникальные образцы техники самого начала индустриальной эры в истории человечества. Они - две ипостаси одного явления - локомотива, который стал первым на американском континенте

Думаю, многие читатели согласятся, что было бы высшей несправедливостью, если бы судьба этого паровоза, созданного гением великого английского паровозостроителя, заказанного великим американским железнодорожным деятелем - сыном первооткрывателя этого вида транспорта в США и, наконец, собранного руками основателя самой великой локомотивостроительной компании Америки, не оказалась достойной обстоятельств его создания. К счастью, история его оказалась замечательной и долгой. В отличие от своих многочисленных современников, исчезнувших многие десятилетия назад, ему удалось обмануть судьбу, благодаря своей несомненной исключительности, и остаться с нами. Хочется надеяться, что теперь уже навсегда.

Алексей Лаврентьев
30.05.07


26.06.2015
2786

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Если вам понравился материал, не следует помещать комментарии с текстом «Спасибо! Отлично!» и т.п. У нас принято выражать благодарность путём повышения репутации, нажав на кнопочку Понравилось – Не понравилось Понравилось – Не понравилось, размещённую над Комментариями.
Похожие материалы


Нет пророка в своем отечестве В октябре 1942 года молодой человек по имени Роберт Ричардсон из штата Огайо, мобилизованный на службу в армию США, ехал на поезде железной дороги Southern Railroad к месту службы на военную базу Кэмп Форест, расположенную недалеко от города Туллахома в штате Теннеси


Вместо предисловия Жанр научно-популярной журналистики категорически не располагает к проявлению в тексте излишних эмоций. Но бывают случаи, когда исключительность описываемых явлений не может быть передана иначе, нежели через эмоциональную окраску в повествовании. Эта статья - как раз такой исключительный случай


101 Shenandoah AvenueЧасть 1. Продолжение статьи смотрите на страницах Часть 2 и Часть 3, окончание Здание пассажирской станции Roanoke Station, что находится по адресу 101 Shenandoah Avenue (Шэнэндо авеню, дом 101) в городе Раноук, построено в 1905 году и уже давно стало официальным историческим памятником штата Виргиния


Baldwin Locomotive Works (1834 - 1956). 70500 локомотивов за 122 года. Маттиас Уильям Балдуин (1795 - 1866) родился в городе Елизабеттаун в штате Нью Джерси. Он был третьим из пяти детей в семье удачливого мастера каретника. В 1811 году шестнадцатилетний юноша поступил на обучение ювелирному ремеслу


T-1 4-4-4-4 Duplex PRR Часть 1 Краткая историческая справка Конец 30-х годов в Америке был ознаменован мощным экономическим подъемом. Страна справилась с «Великой депрессией». Соответственно, возросли объемы грузовых и пассажирских перевозок