Телефон 8 495 220-49-12      Телефон 8 800 200-10-28

Калининградская железнодорожная линия

В этой статье рассказ пойдет об интереснейшей железнодорожной линии, которая обособленно выделяется из всех существующих и входящих в состав Российских Железных Дорог. В своей статье я постарался объединить самый разнообразный материал: историю, факты, события. Расскажу также и о проектах по модернизации, о планах на будущее. Но обо всем этом по порядку. Калининградская железная дорога проходит по территории Калининградской области. Калининградская область до 1946 года представляла собой северную часть бывшей Восточной Пруссии. 17 июля - 2 августа 1945 г. проходила Потсдамская конференция глав Правительств СССР, США и Великобритании, на которой было подписано соглашение о ликвидации Восточной Пруссии, о передаче г. Кенигсберга и прилегающего к нему района Советскому Союзу. Самый западный регион России, территориально ставший с 1990 года анклавным (локальным) образованием, занимает на юго-восточном побережье Балтийского моря площадь в 15100 кв. км. Большая часть границ области имеет естественное происхождение: с запада - Балтийское море, Куршский залив и заболоченные низовья реки Неман, с востока - реки Шешупе и Ширвинта. Незамерзающие порты - Калининград и его морской аванпорт Балтийск - обеспечивают значительную часть внешнеторговых каботажных перевозок России на Балтийском море и Атлантике. В пределах республик Прибалтики, после их принятия в состав СССР в 1940., были образованы три дороги - Латвийская, Литовская, Эстонская, - входившие в единую железнодорожную сеть страны. В связи с укреплением экономических связей Прибалтики и Калининградской области в 1953 году создается объединенная Балтийская железная дорога, которая через несколько лет была вновь разделена на Латвийскую, Литовскую и Эстонскую. В феврале 1963 года по решению правительства создается объединенная Прибалтийская железная дорога. В 1992 году из Прибалтийской железной дороги была выделена Калининградская с управлением в Калининграде. Крупнейшие транспортные узлы дороги - Калининград и Черняховск. В мае 1993 г. был введен в эксплуатацию новый участок дороги с европейской колеей 1435 мм от Южного вокзала Калининграда до ст. Дзержинская-Новая длиной 5 км на линии Дзержинская - Мамоново - Бранево (эта линия длиной 47 км была реконструирована), что позволило открыть движение пассажирских поездов Калининград - Гдыня - Берлин. Калининградская железнодорожная линия (филиал ОАО РЖД) пролегает по территории Калининградской области. А уже 15 апреля 1992 года выделена из состава расформированной Прибалтийской железной дороги в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ. Имеет в своем составе участки европейской железнодорожной колеи 1435 мм, без смены колеи действует маршрут Калининград-Пассажирский — Гдыня — Берлин К 1939 году общая протяженность железнодорожных линий на севере Восточной Пруссии составляла 1823 км. С 1946 года началась интеграция железных дорог Восточной Пруссии с железнодорожной системой СССР. Большая часть местных линий, особенно идущих в отошедшую к Польше южную Восточную Пруссию была разобрана, остальные линии перешиты на российскую ширину колеи за исключением участков, обеспечивающих железнодорожное сообщение с сопредельными странами. В 1946—1992 годах существовало Калининградское отделение дороги, входившее в состав Литовской (1946—1953, 1956—1963), Балтийской (1953—1956) и Прибалтийской (1963—1992) железных дорог. Имеется два локомотивных депо: Калининград и Черняховск. В наши дни Калининградская железнодорожная ветка, стабильно развивается. За несколько последних лет, на ней были воплощены в жизнь ряд инновационных проектов, которые были направлены на модернизацию и повышения комфортности пассажиров. Множество инвестиционных проектов ОАО “РЖД” на Калининградской дороге направлена на увеличение пропускной и перерабатывающей способностей самой западной магистрали России. За последние пять лет общий объем инвестиций в развитие дороги составил около 8 млрд. руб. Основными инвестиционными проектами на протяжении этих лет являются строительство новой пограничной станции Чернышевское, оборудование сортировочной горки на станции Черняховск, внедрение на станциях, расположенных на главном ходу магистрали высокотехнологичной системы микропроцессорной централизации (МПЦ) Ebilock-950. Кроме того, поэтапно осуществляется капитальный ремонт путей на главном ходу и развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к морским портам Калининградской области. Строительство пограничной станции Чернышевское началось еще в 2002 году. Ввод ее в эксплуатацию состоялся в 2012 году. Строительство основных объектов инфраструктуры станции , финансируемых ОАО “РЖД”, в целом завершено . За это время уложено верхнее строение пути (19 км), построены пост электрической централизации стрелочных переводов и сигналов, пешеходный мост для жителей поселка и объездная автодорога, проведены работы по электроснабжению участка Нестеров - Черняховск. Выполнены подготовительные работы по строительству объединенного здания для размещения таможенных и пограничных служб и вокзала. В 2011 году объем проведенных работ по подготовке станции к сдаче в эксплуатацию составил 85%. Общие вложения в ее строительство превысили 752 млн. руб. После завершения строительства административного здания для работников пограничной и таможенной служб и оснащения его необходимым оборудованием станция была введена в эксплуатацию как международный железнодорожный пункт пропуска поездов. С учетом перспектив ввода станции Чернышевское разрабатывается проект реконструкции станции Черняховск, где планировалось построить сортировочную горку и оборудовать ее замедлителями, изготовленными по современным технологиям. Работы по реконструкции начались после утверждения проектной документации в 2012 году. Строительство сортировочной горки позволило вывести из опасной зоны регулировщиков скорости движения вагонов. Это, в свою очередь, обеспечивает ежегодную экономию средств порядка 2,5 миллионов руб. Еще один инфраструктурный проект, реализуемым на полигоне Калининградской железной дороги, это строительство Дома связи. Это позволило создать локализацию размещения оборудования Калининградской дирекции связи в одном месте. В трехэтажном здании расположены помещения линейно-аппаратных залов, миниАТС, телеграфа, Центра технического обслуживания, а также бытовые и офисные помещения работников Дирекции связи . Строительство объекта велось на площадке выделенпой на территории станции Калининград-Пассажирский. В далеком 2011 году была сдана в эксплуатацию первая очередь Дома связи. В рамках инвестиционной программы было проведено поэтапное обновление тягового подвижного состава. Так, Дирекцией тяги проведена модернизация 16 секций тепловозов М62. Взамен устаревших дизелей установлены новые. Это позволило добиться экономии средств на содержание, обслуживание и ремонт, а также продлить срок эксплуатации локомотивов на 15 лет за счет усиления несущей конструкции тепловозов. Инвестиционные вложения

в реализацию проекта составили 44 миллиона руб. Помимо развития инфраструктуры, на Калининградской железной дороге был реализован ряд социальных проектов. В частности, сдан в эксплуатацию жилой дом на строящейся станции Чернышевское. Его общая площадь составляет 1 ,5 тыс. квадратных метров. Кроме строительства дома, подрядными организациями Калининградской магистрали была проведена модернизация поселковой котельной, подключены к теплоснабжению два жилых дома, а также благоустроена прилегающая к школе территория. Другой социальный проект - реконструкция летнего детского оздоровительного комплекса “Локомотив” в Зеленоградске. По проекту предусмотрено , что комплекс должен функционировать круглый год, обеспечивая в летний период отдых детей, а в межсезонье - железнодорожников и членов их семей. В настоящее время он состоит из главного и спортивно - оздоровительного корпусов. Согласно проектному решению в спортивно-оздоровительном комплексе разместились спортивный зал, оздоровительным центр, два бассейна, процедурные и физиотерапевтические кабинеты. Реализация проекта была рассчитана на три года. В 2011 году проведены подготовительные работы. Важным инвестиционным проектом на ближайшие годы стала реконструкция двухъярусного моста в Калининграде, включающего в себя автомобильный и железнодорожный путепроводы. Мост до военной постройки, капитально не ремонтировался с 1965 г. Необходимость его реконструкции была признана по результатам проведенного специалистами обследования. При разработке проекта нового моста , наряду с обеспечением потребностей пропускной способности железнодорожной части, были учтены и важные для областного центра аспекты создания условий для пропуска автомобильного потока. Руководство дороги подписало совместный с администрацией Калининграда протокол, в котором отражено намерение сторон принять к оценке два проектных варианта: строительство совмещенного моста и реконструкция существующего под автомобильное движение со строительством нового моста для движения поездов. Но о сделанном судить все же пассажирам и жителям области, а возвращаясь к теме Калининградской железнодорожной линии, стоит рассказать и о фирменном поезде этого региона. Мы прекрасно знаем, Калининград это клондайк янтарных запасов. Даже фирменный поезд курсирующий между Калининградом и Москвой так и называется «Янтарь» — скорый фирменный поезд № 029Ч/030Ч Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Москва — Калининград — Москва. Курсирование поезда началось в далеком 1964 году. С момента создания поезда (в 1964 году) и до сегодняшних дней "Янтарь" сохранил свой фирменный стиль, олицетворяющий море, Балтийское побережье. Поезд стал символом и визитной карточкой Калининградской области за ее пределами. Уникальной особенностью фирменного поезда № 30/29 является визовая поддержка пассажиров при транзитном проезде из Калининградской области и обратно. "Янтарь" стал первым и единственным фирменным поездом на сети железных дорог страны, предоставляющим пассажирам возможность проезда через Литву по упрощенному проездному документу (УПД ЖД). Поезд курсирует круглогодично ежедневно. Отправляется поезд в Москве с Белорусского вокзала. Состав поезда: 1 вагон СВ, 7 купейных вагонов (в том числе 1 вагон с местом для лиц с ограниченными физическими возможностями), 7 плацкартных вагонов, 1 вагон-ресторан. Путешествие на этом поезде довольно увлекательно. Где ещё за одну ночь Вам выпадет радость пообщаться с пограничникам из 3-х стран целых 4 раза. Отправиться на поезде с необычным названием «Янтарь» просто, но надо обязательно иметь загранпаспорт. С ним в кассе на Белорусском вокзале покупаете билет и, не раньше чем через 28 часов с момента покупки, там же на вокзале в специальном окошке получаете подтверждение, что консульство Литвы готово предоставить Вам УПД-ЖД (упрощенный проездной документ по железной дороге). УПД представляет собой что-то типа транзитной литовской визы на отдельном листке, который не вклеивается в паспорт. Действует этот УПД 90 дней, так что обратно в Москву тоже можно ехать с ним. Сразу после посадки в поезд в Москве или Калининграде, если у Вас ещё нет УПД, заполняете анкету, которая есть в папке на столе в каждом купе. После отправления поезда по вагонам начинает ходить представитель консульства, смотреть анкеты и раздавать УПД. Не складывайте его больше, чем 1 раз пополам. Литовским пограничникам это не нравится. Каждая стоянка на границе длится по 40-45 минут. Если ехать из Москвы порядок такой: 1. Белорусские пограничники при выезде из Белоруссии (Гудогай). 2. Через несколько минут литовские при въезде в Литву (Кяна). 3. Ещё через несколько часов снова литовские при выезде из Литвы (Кибартай). 4. И потом наконец-то российские (Нестеров). Но есть в моем рассказе и место грустным событиям, как вы уже догадались, это аварии. Так, в 1991 году В Калининградской области произошла катастрофа на железной дороге. Накануне Дня железнодорожника, 3 августа, в 14.10 на переезде столкнулась электричка Светлогорск - Калининград и грузовик, перевозивший матросов срочной службы. В результате 5 из 7 матросов погибли, двое ранены. Есть жертвы и среди пассажиров. 5 скончались на месте происшествия, 11 госпитализированы, один умер в больнице. Также были повреждены 150 метров железнодорожного полотна. Движение поездов на перегоне Светлогорск - Калининград было восстановлено только через 14 часов. В Калиниградской военной прокуратуре ведётся следствие, выясняется причина аварии. Двое оставшихся в живых матросов рассказывают, что машина заглохла на переезде. В 2001 году произошла еще одна страшная авария. Поезд надвое разрезал пассажирский автобус. Было это так, В 8.45 по местному времени дизель-поезд "Советск-Черняховск" здесь, на железнодорожном переезде у поселка Овражное столкнулся с рейсовым автобусом "Икарус". От удара автобус разрезало надвое. Одну часть поезд протащил еще 150 метров, по железнодорожному полотну. "Икарус" шел по маршруту Черняховский Конезавод-Дачи.30 пассажиров, в основном пожилые люди, ехали на свои дачные участки. На место аварии прибыли спасатели МЧС, сотрудники милиции и пять машин скорой медицинской помощи. Выяснилось, что восемь пассажиров погибло на месте, 22 были доставлены в центральную больницу Черняховска и военный госпиталь. Ранения тяжелые - восемь человек в реанимации. В настоящее же время Калининградская железнодорожная ветка, не перестает развиваться. Прорабатываются новые проекты, которые призваны сделать ее еще более безопасной и комфортной для пассажиров.

16.10.2015
1547

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Если вам понравился материал, не следует помещать комментарии с текстом «Спасибо! Отлично!» и т.п. У нас принято выражать благодарность путём повышения репутации, нажав на кнопочку Понравилось – Не понравилось Понравилось – Не понравилось, размещённую над Комментариями.
Похожие материалы


В этой статье я расскажу о еще одной железнодорожной ветке нашей страны, которая входит в состав Российских Железных Дорог


Рассказ посвящен Юго - Восточная железнодорожной линии, которая входит в состав ОАО “Российские Железные Дороги”. Эта статья, является продолжением серии материалов о железнодорожных магистралях входящих в состав ОАО “РЖД”. Как и в предыдущих рассказах, я постарался обобщить все интересные факты и события связанные с этой железнодорожной линией


В этом рассказе пойдет разговор о Куйбышевской железнодорожной линии. Как и в предыдущих своих рассказах, расскажу об истории, интересных фактах, катастрофах, инновационных проектах


В этой статье я расскажу об интереснейшей железной дороги, которую можно считать нашей по сути, а на самом деле она уже и не наша. Можно сказать такая близкая и в тот же момент - далекая


Много уже описано историй связанных с самой большой отечественной железнодорожной линией. Много статей и различных рассказов о Байкало – Амурской магистрали издавалось в литературных изданиях. Но мне все же захотелось написать о этом грандиозном строительстве и о магистрали в целом