Телефон 8 495 220-49-12    

Американские паровые локомотивы. Колесная формула 0-10-0

Нэйл Карлсон
Обозреватель журнала Classic Trains Magazine.

Первый представитель очень немногочисленного семейства американских паровозов колесной формулы 0-10-0 построила в 1905 году по заказу New York Central компания Brooks Locomotive Works, на тот момент уже входившая в состав ALCo. Он был предназначен для работы на горных перевалах. В последующие пять лет NYC заказала и получила еще пять таких локомотивов для себя, а также пятнадцать – для своих дочерних предприятий – дорог Lake Shore & Michigan Southern, Michigan Central, Chicago & Indiana Southern и так называемой дороги “The Big Four" – западного отрезка первой трансконтинентальной железнодорожной магистрали, построенного еще в 60-х годах XIX века на инвестиции и за счет усилий «Большой четверки» американских железнодорожных предпринимателей первой волны – Коллиса Хантингтона, Лиланда Стенфорда, Чарльза Крокера и Марка Хопкинса.

Два из трех локомотивов для Michigan Central были построены канадским дочерним предприятием ALCo – Montreal Locomotive Works. Все остальные 0-10-0 для NYC и ее дочерних дорог поставила компания Brooks.

Оригинальная конструкция не была оборудована пароперегревателем. И локомотивы могли обеспечить тяговое усилие немногим более 55 тысяч фунтов, что определяло их роль наиболее тяжелой маневровой тяги того времени. В последующие десятилетия на них установили контуры перегрева пара, и они прослужили до конца 40-х годов XX века.


Один из «слоноподобных» маневровых 0-10-0 дороги Duluth, Missabe & Iron Range, весивших по 352 тысячи фунтов, за работой на территории хозяйства DM&IR в Прокторе (Миннесота). Снимок сделан 15 сентября 1951 года.

Надо отметить, что с технической точки зрения локомотив 0-10-0 оказался не слишком привлекательным для железнодорожников. Он недостаточно уверенно проходил радиусы, был громоздким, медлительным и ему были свойственны проблемы балансировки движущихся частей, присущие всем локомотивам с пятью ведущими осями. В начале XX века произошло возрождение в качестве маневровой тяги формулы 0-8-0, представители которой обладали достаточным тяговым усилием для успешного решения большинства задач, возникавших при маневровых работах. В тех же случаях, когда требовалось сортировать самые тяжелые составы, можно было использовать сочлененные локомотивы Mallet. По этим причинам формула 0-10-0, по существу, превратились в «локомотивы без назначения».

Кроме NYC, паровозы формулы 0-10-0 использовались всего несколькими железными дорогами. Дорога Illinois Central, к примеру, «унаследовала» два таких паровоза постройки Baldwin Locomotive Works после поглощения в 1926 году железнодорожной компании Alabama & Vicksburg. В дальнейшем IC перестроила еще пять паровозов 2-10-2, также принадлежавших ранее A&V, в 0-10-0 и приписала их к своему хозяйству Markham Yard в Чикаго. В качестве другого примера можно привести дорогу Canadian Pacific, в реестре которой числились три маневровых паровоза 0-10-0, построенные в 1914 году в ее мастерских Angus Shops.

Chesapeake & Ohio в 1919 году получила поставку из десяти таких локомотивов, изготовленных по ее заказу на производстве ALCo в Ричмонде (Виргиния). Еще пять паровозов 0-10-0 C&O получила в 1923 году. Два из них прослужили до 1956 года, то есть до момента полного прекращения эксплуатации паровозов на этой дороге. Их основной задачей все эти годы был подъем в гору составов угольных хопперов в Западной Виргинии. Еще можно упомянуть два локомотива этой формулы, построенных в 1926 и 1927 годах в Baltimore & Ohio силами ее собственных мастерских. Для них использовали рамы, оставшиеся после демонтажа отслуживших свой срок паровозов 2-10-2.

Самими крупными представителями формулы 0-10-0 за все время ее существования в США стали четыре огромных локомотива, построенных Baldwin Locomotive Works для железной дороги Duluth, Missabe & Iron Range в 1928 году. Каждый из этих великанов весил по 352 200 фунтов. Общее же число всех паровозов формулы 0-10-0, построенных в Северной Америке, не превышало пятидесяти экземпляров.

Возможно, наиболее любопытным случаем создания маневрового паровоза с пятью ведущими осями стали девять локомотивов 0-10-2, заказанных Union Railroad в 1936-39 годах для обслуживания тяжелых составов с углем и железной рудой в окрестностях Питтсбурга в Пенсильвании. В 1948 году владельцы продали их DM&IR, и они стали работать в хозяйствах в Прокторе. Им также приходилось отводить порожние составы на подъем Proctor Hill от расположенных у его подножья грузовых причалов. Эти паровозы прослужили до 1962 года – до завершения паровой эпохи на дороге DM&IR.

Перевод: Алексей Лаврентьев
07.05.2009

04.09.2015
2463

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Если вам понравился материал, не следует помещать комментарии с текстом «Спасибо! Отлично!» и т.п. У нас принято выражать благодарность путём повышения репутации, нажав на кнопочку Понравилось – Не понравилось Понравилось – Не понравилось, размещённую над Комментариями.
Похожие материалы


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Самый первый локомотив с колесной формулой 0-8-0 построил Росс Уайненс (Ross Winans) для железной дороги Baltimore & Ohio. Впоследствии Уайненс постепенно построил в своих мастерских в Балтиморе более двухсот таких локомотивов, 119 из которых также предназначались для B&O


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Впервые формула Ten-Wheeler появилась еще в конце 1840-х годов, когда появился спрос на локомотивы с большим коэффициентом сцепления, чем могли обеспечить «стандартные» 4-4-0


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Формулу 2-6-0 можно рассматривать как прямой результат усовершенствования формулы 0-6-0, случившегося еще 1840 – 1850-е годы. Тогда локомотивы 0-6-0 еще были задействованы как магистральные


Baldwin Locomotive Works (1834 - 1956). 70500 локомотивов за 122 года. Маттиас Уильям Балдуин (1795 - 1866) родился в городе Елизабеттаун в штате Нью Джерси. Он был третьим из пяти детей в семье удачливого мастера каретника. В 1811 году шестнадцатилетний юноша поступил на обучение ювелирному ремеслу


Продолжение. Начало статьи смотрите здесь. Одному важному умению он научился от отца – интересно рассказывать. Это приобретенное умение впоследствии распространилось и на его профессиональную деятельность фотографа