Телефон 8 495 220-49-12      Телефон 8 800 551-01-12

Бронепоезда “От рассвета до заката”

В период гражданской войны в нашей стране насчитывалось около 400 различных бронепоездов, ни в одной стране мира на тот временной отрезок не было такого количества бронированных поездов. Стоит заметить, что молодое Российское государство, в то время не имело достаточно средств, для качественной постройки такого количества бронепоездов.

По этой причине, бронированные поезда, создавались на скорую руку по не очень подготовленным чертежам, а зачастую к вагонам просто приваривались металлические листы. Гораздо меньше было бронепоездов сделанных по выверенным чертежам, под контролем опытных инженеров и военных. Такие поезда изготавливались в малом количестве. Необходимость бронепоездов возникла еще в царской России, страна нуждалась в мощном, защищенном, способном быстро менять дислокацию вооружении. Не плохое развитие железнодорожного сообщения, отчасти определило выбор – защищенные поезда со стационарными огневыми точками. Первые бронированные поезда были относительно легкими и имели металлический корпус только для защиты солдат, которые могли вести шквальный пулеметный огонь и прицельную стрельбу из винтовок. Не многим позже появились более тяжелые бронированные поезда, которые могли вести не только пулеметный огонь, но и вести артиллерийскую стрельбу.

В начале ХХ века было несколько типов бронепоездов, такие как Сормовские бронепоезда, изготовляемые в Нижнем Новгороде. Таких бронепоездов было изготовлено около 20 штук. Большое производство было налажено в Бежицах. Изготавливали бронепоезда и в Крыму, примерно около пятнадцати бронепоездов было изготовлено на предприятиях Крыма. Меньшее количество бронепоездов было изготовлено в Екатеринославле, около десятка. Ижорские предприятия занимались производством бронированных поездов. К окончанию гражданской войны (1922 год) в составе Красной Армии имелось 123 бронепоезда.

Данная военная единица – бронепоезд, зарекомендовала себя в боях с положительной стороны и к 1930 году данный вид вооружения, по этапно, стал модернизироваться. Основной упор делался на улучшение свойств брони, улучшение вооружения, улучшение электрооборудования поезда. К концу 1930 – х годов в стране было 7 тяжелых бронепоездов, а к 1940 году появились артиллерийские бронепоезда и минометные бронепоезда. В этот период шла работа и по созданию бронированного тепловоза. Была разработана модель, но в связи с начавшейся Второй Мировой войной, этот проект так и остался на бумаге, ни одна модель не была пущена в производство.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояло 34 легких и 14 тяжелых бронепоездов. Каждый из них включал в себя бронепаровоз серии Ов или Оп и 2 бронеплощадки, изготовленные на базе 50 или 60-тонных 4-осных вагонов. В годы войны производство бронепоездов было осложнено, не хватала материалов, кислорода, рабочих рук. Тем не менее бронепоезда изготавливались, а летом 1941 года в Таллине изготовили два бронепоезда для колее 750 мм. В период обороны Ленинграда, на предприятиях города, было построено восемь бронированных поездов, которые имели танковые башни КВ – 1. Чуть позже для бронепоездов были выработаны определенные постулаты, а именно: содействие сухопутным войскам, подавление живой силы противника, молниеносный захват стратегических объектов таких как мосты и железнодорожные станции, охрана железнодорожных сооружений, противодействие десанту противника, сопровождение важных эшелонов. В после военное время производство бронепоездов не завершилось, но попало под серьезное сокращение и к 1990 – му году в стране насчитывалось всего четыре бронепоезда.

Стоит заметить, что в сложное для страны и вооруженных сил время, когда на металлолом списывались танки, самолеты, автотранспорт, ни один бронепоезд не пострадал. Мало того все поезда сохранили свою боеспособность. В 2002 году в разгар Чеченского конфликта, вооруженные силы использовали три бронированных поезда: Байкал, Терек, Козьма Минин. Содержание бронепоездов достаточно затратное дело, так как необходима постоянная специализированная охраняемая площадка, которую сложно организовать в боевых полевых условиях. В 2015 году вооруженные силы отказались от закупки новых бронепоездов, а в государственной программе вооружений до 2020 года формирование боевых железнодорожных единиц не запланировано.


Существующие, бронированные поезда, базирующиеся в Южном федеральном округе, будут сняты с боевого дежурства. Эра железнодорожных крепостей, успешно сражавшихся в периоды различных войн и неся боевое дежурство в мирное время, подходит к концу.

11.06.2015
2241

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Если вам понравился материал, не следует помещать комментарии с текстом «Спасибо! Отлично!» и т.п. У нас принято выражать благодарность путём повышения репутации, нажав на кнопочку Понравилось – Не понравилось Понравилось – Не понравилось, размещённую над Комментариями.
Похожие материалы


"Машина ИС, единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления, я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне - столь прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина..."


Много уже описано историй связанных с самой большой отечественной железнодорожной линией. Много статей и различных рассказов о Байкало – Амурской магистрали издавалось в литературных изданиях. Но мне все же захотелось написать о этом грандиозном строительстве и о магистрали в целом


В этом рассказе пойдет разговор о Куйбышевской железнодорожной линии. Как и в предыдущих своих рассказах, расскажу об истории, интересных фактах, катастрофах, инновационных проектах


Паровоз СО-17 - советский магистральный грузовой паровоз, один из лучших представителей русской национальной школы паровозостроения. Назван в честь первого Народного Комиссара Тяжёлого Машиностроения СССР Серго Орджоникидзе


Создание локомотива серии "НВ" интересно с технической точки зрения: оно результат коренного изменения во взглядах русских инженеров на использование железнодорожного транспорта. В конце прошлого века основное внимание уделялось развитию товарных перевозок, а пассажирское движение рассматривалось как досадная необходимость