Телефон 8 495 220-49-12    

Американские паровые локомотивы. Колесная формула 2-6-0 Mogul

Нэйл Карлсон
Обозреватель журнала Classic Trains Magazine.

Формулу 2-6-0 можно рассматривать как прямой результат усовершенствования формулы 0-6-0, случившегося еще 1840 – 1850-е годы. Тогда локомотивы 0-6-0 еще были задействованы как магистральные. Конструкция 0-6-0 показала себя слишком «жесткой» и неповоротливой при движении по рельсам, которые тогда прокладывались в Америке, весьма далеким от совершенства. Именно для придания локомотиву большей маневренности при входе в радиусы, а также для повышения его общей устойчивости при движении на скорости по неровному прямому пути в начале 1860-х годов была добавлена одноосная направляющая тележка. Ее сделали подвижной – с возможностью радиального отклонения от продольной оси локомотива. Получилась формула 2-6-0. Любопытно, что ранее, в 1852 году появился образец конструкции с передней двухколесной тележкой, однако в том случае эта тележка жестко крепилась к раме и не могла поворачиваться. Неудивительно, что на основе этого раннего образца было построено всего несколько экземпляров локомотивов.

У локомотива 2-6-0 конструкции начала 1860-х подвижная передняя тележка была «самоцентрирующейся», то есть оснащалась пружинным механизмом для возврата в среднее положение после отклонения. Она была сконструирована таким образом, чтобы, работая совместно с ведущими осями, обеспечивать локомотиву систему трехточечной подвески при прохождении неровностей путей.

Представители формулы 2-6-0 обеспечивали сцепление с рельсами на уровне на 50% больше, чем классические «американцы» 4-4-0, а в производстве обходились дешевле, чем локомотивы 4-6-0. Эти качества сделали их популярными грузовыми локомотивами, и их можно было встретить на многих железных дорогах того времени.

В 1866 году железнодорожная компания The Central Railroad of New Jersey, получив построенный для нее локомотив 2-6-0, дала ему имя собственное Mogul. Впоследствии это имя закрепилось за формулой, все паровозы 2-6-0 стали называть именно так. Считается, что основной причиной стала их большая мощность по сравнению с 4-4-0.


Canadian National дольше других дорог эксплуатировала свои паровозы Mogul – до 1959 года. Представленный на фото CN 2-6-0 №86 был построен в 1910 году компанией Canadian Locomotive Co. для дороги Grand Trunk Western и получил бортовой номер 1006. За долгую карьеру его дважды перепродавали и перенумеровывали. Снимок сделан в июле 1957 года. На нем №86 возглавляет смешанный грузовой состав на линии в провинции Онтарио

Всего в Америке было построено более 11 тысяч локомотивов формулы Mogul. Однако, поскольку пик популярности этой конструкции пришелся на вторую половину XIX века, они так никогда и не стали современными локомотивами. Пожалуй, только самые поздние из 2-6-0, еще остававшиеся в эксплуатации в первой половине XX века, приобрели пароперегреватели, паровые клапаны поршневого типа и иные технологические усовершенствования. Более того, Mogul подавляющую часть своей карьеры оставался в тени формулы 2-8-0, которая появилась всего несколькими годами позже – в 1866-м. 2-8-0 обеспечивали еще большее, чем у Mogul, сцепление и стали предпочтительными грузовыми локомотивами практически на всех дорогах страны к 1900-му году.

В период паровой эпохи широко практиковалось строительство локомотивов, предназначенных для выполнения строго определенных задач. И формула 2-6-0 хорошо зарекомендовала себя в тех случаях, когда требовалось перевозить товарные составы средней длины и веса по равнинной местности.

В началу XX века паровозы Mogul можно было встретить и на главных линиях, и на местных ветках очень многих дорог, среди которых можно назвать и такие крупные, как Southern Pacific, Pennsylvania Rail Road, Illinois Central, Great Northern, Boston & Maine и Canadian National. Mogul'ы были достаточно легкими, что позволяло им ездить по линиям, проложенным из легких рельсов с малой нагрузочной способностью с минимальным балластным основанием. В результате особенно популярны они стали на местных линиях. И после наступления нового века нашлось много железных дорог, прежде всего, это были дороги местного значения, которые строили паровозы 2-6-0 и продолжали их эксплуатацию даже после наступления эпохи дизелей.

С определенной долей иронии можно сказать, что те 2-6-0, которые принадлежали крупнейшим дорогам национального значения, стали наиболее заметны именно после массового распространения дизелей. Так, паровозы Mogul дороги Boston & Maine, построенные ALCo в самом начале XX века, работали в пригородном пассажирском сообщении, перевозя составы из открытых деревянных вагончиков в пригородах Бостона. Некоторые из этих паровозов прослужили до 1955 года – до полного отказа B&M от паровой тяги. Не менее показательна история четырех 2-6-0 железной дороги Wabash, изготовленных еще в 1899 году. Они «продержались» в регулярной эксплуатации до 1956 года, главным образом из-за весовых ограничений на мостах, по которым проходила местная линия в Айове, где они работали. И именно они стали самыми последними паровозами этой железной дороги.

Железнодорожная компания Canadian Pacific, которая имела большой парк локомотивов Mogul, продолжала использовать их на нескольких местных линиях в провинции Онтарио до конца 1958 года. Эти канадские 2-6-0 оказались наибольшими «долгожителями» паровой эпохи среди всех представителей своей формулы в Северной Америке.

Возможно, наиболее примечателен впечатляющий парк из 440 локомотивов Mogul, принадлежавший Southern Pacific. В него, в частности, входили и самые крупные из всех когда-либо созданных 2-6-0. Mogul'ы SP работали и на местных линиях, и на главных путях, перевозя по ним грузы местного назначения. В долине Сан-Хоакин (San Joaquin Valley) они даже приобрели среди местного населения шутливое прозвище “Valley Malley" из-за способности тянуть по равнинной местности длинные поезда. Southern Pacific также оказалась железной дорогой, которая в своих мастерских Houston Shops построила последний американский локомотив 2-6-0. Случилось это в 1929 году.

Перевод: Алексей Лаврентьев
08.05.2009

15.08.2015
3957

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Если вам понравился материал, не следует помещать комментарии с текстом «Спасибо! Отлично!» и т.п. У нас принято выражать благодарность путём повышения репутации, нажав на кнопочку Понравилось – Не понравилось Понравилось – Не понравилось, размещённую над Комментариями.
Похожие материалы


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Впервые формула Ten-Wheeler появилась еще в конце 1840-х годов, когда появился спрос на локомотивы с большим коэффициентом сцепления, чем могли обеспечить «стандартные» 4-4-0


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Формула 2-10-2 стала результатом «естественной» эволюции 2-10-0. Пять ведущих осей формулы 2-10-0 обеспечивали локомотиву отличное сцепление, но мощности ему хватало только на перевозку тяжелых грузовых составов с малой скоростью


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. В 1920-х годах американские железные дороги начали ощущать надвигающийся кризис пропускной способности. Бум перевозок стал все чаще приводить к «закупоркам» на основных линиях


Baldwin Locomotive Works (1834 - 1956). 70500 локомотивов за 122 года. Маттиас Уильям Балдуин (1795 - 1866) родился в городе Елизабеттаун в штате Нью Джерси. Он был третьим из пяти детей в семье удачливого мастера каретника. В 1811 году шестнадцатилетний юноша поступил на обучение ювелирному ремеслу


"3 в 1" Локомотив Triplex Краткая историческая справка Прошел ровно год с тех пор, как на www.railwaymodel.com появилась заметка о первой модели MTH Electric Trains в масштабе HO - PRR K4s. И вот компания выпустила свою вторую модель в масштабе 1:87