Телефон 8 495 220-49-12    

Американские паровые локомотивы. Колесная формула 2-10-0 Decapod

Нэйл Карлсон
Обозреватель журнала Classic Trains Magazine.

Впервые формула 2-10-0 появилась в Америке в 1867 году. Два таких локомотива заказала для себя железная дорога Lehigh Valley. Но они оказались неудачными. Их длинная колесная база и большой вес показали себя чрезмерными для рельсового полотна. Позже оба экземпляра переделали, оставив им только по четыре ведущие оси.

После этого в течение 24 лет не последовало никаких дальнейших попыток применения формулы. Только в 1891 – 1893 годах Erie Railroad получила поставку из шести локомотивов “camelback" формулы 2-10-0. В отличие от опыта Lehigh Valley, эти шесть паровозов Erie показали себя с самой лучшей стороны, работая «толкачами» на подъеме Gulf Summit в штате Нью-Йорк.

Примерно в это время формула и получила свое «бесхитростное» название – Decapod, очевидно происходящее от числа ведущих колес. Но, несмотря на успех «десятиногов» Erie, формула Decapod не приобрела популярности как конструкция в целом. Так, за последующие 23 года лишь три-четыре других железных дороги построили всего горстку таких паровозов.



Два пенсильванских 2-10-0 толкают тяжелый грузовой состав на подъем «подкова» (Horseshoe Curve) в горах Аллегени

Той железной дорогой, которая сделала серьезную ставку на Decapod и, таким образом, позволила формуле занять заметное место в американском паровозостроении, стала Pennsylvania Rail Road c ее парком из 598 локомотивов класса I-1 2-10-0. Главной ареной эксплуатации этих тяжелых локомотивов, получивших прозвище “hippos" («бегемоты»), их «родным домом» стали горы Аллегени на западе штата Пенсильвания. А основной задачей для пенсильванских 2-10-0 был подвоз угля и руды «медленной» скоростью на металлургические и энергетические предприятия штата.

Первую партию из 123-х экземпляров PRR самостоятельно изготовила в мастерских Juniata Shops в 1916 – 1917 годах. Вслед за этим, в течение 1922 – 1923 годов Baldwin Locomotive Works выпустила огромную вторую партию числом 475 экземпляров. Отметим, что некоторым из 2-10-0 удалось прослужить до окончания паровой эпохи PRR.

В конце 1920-х годов примеру PRR последовали такие железные дороги как Lehigh & New England и Western Maryland, заказавшие для себя тяжелые паровозы 2-10-0. «Десятиноги» WM класса I-2 от Baldwin оказались наиболее крупными и тяжелыми в мире. Их вес составлял 419280 фунтов, а тяговое усилие – 96300 фунтов.

2-10-0 оказались наилучшим образом приспособлены для перевозки самых тяжелых грузов именно за счет большого числа ведущих колес, которые обеспечивали огромное тяговое усилие на малых скоростях. В то же время конструкция страдала от ряда серьезных недостатков.

Во-первых, ей недоставало мощности котла. Слишком «мелкая» топка, расположенная над задними ведущими осями, не обладала достаточной нагревательной способностью для обеспечения нужной производительности при высокой интенсивности работы. Как результат, «десятиноги» начинали катастрофически терять мощность при увеличении скорости. Эффективность их ограничивалась только малыми скоростями.

Во-вторых, будучи очень массивными локомотивами с пятью ведущими осями, в движении они создавали огромные нагрузки на детали своих поршневых систем, требующие значительной прочности и, как следствие, утяжеления этих деталей. А слишком малые размеры ведущих колес 2-10-0 не позволяли закрепить на них противовесы достаточной массы. Поэтому балансировка движущихся частей поршневых систем представляла собой серьезную проблему, которая заставляла владельцев этих локомотивов ограничивать их рабочую скорость во избежание повреждения путей и деталей их поршневых систем.

В Европе, в отличие от США, паровозы формулы 2-10-0 пользовались очень большой популярностью, особенно в России и в Германии. Всего в эксплуатации находились более десяти тысяч экземпляров. Локомотивы европейской постройки были значительно легче своих американских аналогов. Но и работать им приходилось в несколько иных условиях. Например, средняя нагрузка на рельсовое полотно в Европе была меньше, чем в США, как и средняя длина европейских составов по сравнению с американскими. Только за период второй мировой войны в гитлеровской Германии было построено более семи тысяч локомотивов 2-10-0.

В первую мировую войну Россия получила из США 857 паровозов 2-10-0. Февральская революция в России отложила поставку из Америки еще двухсот этих локомотивов. В том же 1917 году американское правительство ввело военные ограничения на экспорт, из-за которых российский заказ был вовсе отменен. Все двести локомотивов переделали для эксплуатации в США, после чего железнодорожная администрация USRA разделила их на партии и направила на различные железные дороги. Впоследствии они приобрели прозвище “Russian Decapod". Постепенно, с течением лет, все они «мигрировали» на местные линии, где относительно малый вес в сочетании с высоким сцеплением давал им максимум преимуществ.

Уже после первой мировой войны, отметив успешность эксплуатации «русских» 2-10-0, Baldwin Locomotive Works разработала конструкцию облегченного Decapod в двух вариантах – с весом в 250 и в 212 тысяч фунтов. Эти локомотивы уже не настолько страдали от недостатков, присущих их более тяжелым собратьям. Известно, что в целом ряде случаев такие «легкие» 2-10-0 продолжали работать на местных линиях до полного прекращения использования паровых локомотивов в Америке.

Перевод: Алексей Лаврентьев
25.05.2009

11.08.2015
2080

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Если вам понравился материал, не следует помещать комментарии с текстом «Спасибо! Отлично!» и т.п. У нас принято выражать благодарность путём повышения репутации, нажав на кнопочку Понравилось – Не понравилось Понравилось – Не понравилось, размещённую над Комментариями.
Похожие материалы


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Самый первый локомотив с колесной формулой 0-8-0 построил Росс Уайненс (Ross Winans) для железной дороги Baltimore & Ohio. Впоследствии Уайненс постепенно построил в своих мастерских в Балтиморе более двухсот таких локомотивов, 119 из которых также предназначались для B&O


Судя по названию этого класса паровозов, сразу становится понятно, что изначально 4-8-2 предназначались для горной работы. Название класса было дано с «легкой руки» С&O, той дороги, по рельсам которой поехал первый Mountain № 316 в 1911 году


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Формула 2-10-2 стала результатом «естественной» эволюции 2-10-0. Пять ведущих осей формулы 2-10-0 обеспечивали локомотиву отличное сцепление, но мощности ему хватало только на перевозку тяжелых грузовых составов с малой скоростью


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. В 1920-х годах американские железные дороги начали ощущать надвигающийся кризис пропускной способности. Бум перевозок стал все чаще приводить к «закупоркам» на основных линиях


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Впервые формула Ten-Wheeler появилась еще в конце 1840-х годов, когда появился спрос на локомотивы с большим коэффициентом сцепления, чем могли обеспечить «стандартные» 4-4-0