Телефон 8 495 220-49-12    

Американские паровые локомотивы. Колесная формула 4-6-0 Ten-Wheeler

Нэйл Карлсон
Обозреватель журнала Classic Trains Magazine.

Впервые формула Ten-Wheeler появилась еще в конце 1840-х годов, когда появился спрос на локомотивы с большим коэффициентом сцепления, чем могли обеспечить «стандартные» 4-4-0.

Подобно «Американцам», новые паровозы формулы 4-6-0 были оборудованы трехточечной системой подвески, обеспечивавшей им устойчивость в движении по распространенным в то время неровным путям плохого качества. И снова, как и у 4-4-0, передней точкой опоры служила точка крепления передней тележки. Две боковые точки опоры приходились на связанные между собой ведущие колеса с каждой стороны локомотива с возможностью переноса части веса в связке с одного колеса на другое.

Локомотив сразу показал свою способность уверенно работать в холмистой местности и в горах.



Паровозу 4-6-0 № 3 дороги Sierra Railroad довелось поучаствовать в бессчетном количестве фильмов, телепрограмм и рекламных роликов, включая такие известные, как вестерн «Ровно в полдень» (High Noon) 1952 года и телевизионный сериал «Маленький домик в прерии» (Little House on the Prairie) 1974-83 годов. Локомотив был построен в 1891 году в мастерских компании Rogers Locomotive Works в Паттерсоне, штат Нью-Джерси

С течением времени основные задачи 4-6-0 изменились. В 1870-х годах тяжелые грузы в горах перевозили уже локомотивы формулы 2-8-0. А 4-6-0 стали к тому времени локомотивами двойного назначения. И их продолжали строить в значительном количестве. Теперь им приходилось водить и грузовые, и пассажирские составы, главным образом, по равнине.

В следующем десятилетии – в 1880-х произошло дальнейшее укрупнение составов. И 4-6-0 тоже стали расти в размерах. Локомотивы последующих выпусков становились от раза к разу все крупнее. Особенно это было заметно в пассажирском сообщении. Так, к наступлению нового века New York Central и подконтрольные ей железные дороги получили партию больших 4-6-0 с ведущими колесами диаметром 80 дюймов. Они были объявлены самыми большими пассажирскими локомотивами в мире на момент своего создания.

У 4-6-0 раннего периода топка помещалась сверху рамы между ведущими колесами. Из-за относительно большого диаметра ведущих колес это было единственно возможное место для нее. И, естественно, размещение топки в столь узком пространстве и «принудительное» ограничение площади колосников отрицательно сказывались на мощности котла – его испарительной способности.

При увеличении веса грузовых поездов все острее становились потребность в локомотивах с большей площадью колосников, способных развивать большую мощность. И единственным способом увеличить топку могло быть ее размещение над ведущими колесами. Это решение оказалось эффективным, однако теперь уже большая ширина топки стала ограничивать предельный возможный диаметр ведущих колес, который не мог превышать 70 дюймов.

В результате 4-6-0 в грузовом варианте получили топку малой глубины с широкими колосниками, установленную выше задней ведущей оси. Компромисс, таким образом, был достигнут. Ten-Wheeler в своем новом воплощении зарекомендовал себя отличным грузовым локомотивом. Немаловажно, что тогда еще топливо подавалось вручную на всех типах паровозов. И 4-6-0 с их «мелкой» топкой в условиях малой интенсивности подачи топлива могли обеспечить хорошую полноту сгорания и нужный температурный режим.

Когда же появились стальные вагоны, а вместе с ними и потребность перевозить поезда еще большей длины и веса, чем раньше, время 4-6-0 как магистральных паровозов подошло к концу. Тяжелые стальные составы требовали намного большей мощности. В пассажирском сообщении место 4-6-0 занял новый класс Pacific 4-6-2. А в грузоперевозках ведущая роль окончательно отошла к 2-8-0 и 2-8-2.

Но Ten-Wheeler не остался без работы. Новым полем применения для него стали местные линии. Локомотивы 4-6-0 были направлены обслуживать второстепенные и местные пассажирские поезда, а также грузы местного значения. И они уверенно справлялись со своей новой работой.



В 1923-25 годах PRR построила у себя партию из 90 паровозов 4-6-0 класса G5s. На фото PRR Ten-Wheeler № 1963, направляясь на запад, отходит с пассажирским поездом от угольного терминала в Форт Уэйн (Индиана) в октябре 1947 года

Показательно, что Pennsylvania Rail Road очень поздно – в 1923–1925 годах силами мастерских Juniata Shops построила одни из последних новых 4-6-0 (класс PRR G5s) специально для использования на пригородных маршрутах. Зависимая от PRR дорога Long Island Railroad также получила 31 такой локомотив между 1924 и 1929 годами.

Паровозы формулы Ten-Wheeler эксплуатировались и после прихода дизелей. На отдельных дорогах, например, таких как Canadian Pacific, значительный их парк существовал и успешно действовал в 1950-е годы.

Формула оставалась востребованной в Северной Америке в течение очень долгого времени. Локомотивы Ten-Wheeler работали на железных дорогах более века. К моменту, когда был построен последний из них, общее число 4-6-0 превысило 17 тысяч единиц.

Перевод: Алексей Лаврентьев
04.06.2009

11.08.2015
2718

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Если вам понравился материал, не следует помещать комментарии с текстом «Спасибо! Отлично!» и т.п. У нас принято выражать благодарность путём повышения репутации, нажав на кнопочку Понравилось – Не понравилось Понравилось – Не понравилось, размещённую над Комментариями.
Похожие материалы


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Самый первый локомотив с колесной формулой 0-8-0 построил Росс Уайненс (Ross Winans) для железной дороги Baltimore & Ohio. Впоследствии Уайненс постепенно построил в своих мастерских в Балтиморе более двухсот таких локомотивов, 119 из которых также предназначались для B&O


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Впервые формула 2-10-0 появилась в Америке в 1867 году. Два таких локомотива заказала для себя железная дорога Lehigh Valley. Но они оказались неудачными. Их длинная колесная база и большой вес показали себя чрезмерными для рельсового полотна


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. В 1920-х годах американские железные дороги начали ощущать надвигающийся кризис пропускной способности. Бум перевозок стал все чаще приводить к «закупоркам» на основных линиях


Нэйл Карлсон Обозреватель журнала Classic Trains Magazine. Формулу 2-6-0 можно рассматривать как прямой результат усовершенствования формулы 0-6-0, случившегося еще 1840 – 1850-е годы. Тогда локомотивы 0-6-0 еще были задействованы как магистральные


"3 в 1" Локомотив Triplex Краткая историческая справка Прошел ровно год с тех пор, как на www.railwaymodel.com появилась заметка о первой модели MTH Electric Trains в масштабе HO - PRR K4s. И вот компания выпустила свою вторую модель в масштабе 1:87